Куркова Н.И. Здоровячок (ЛФК)
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении по специальной физической подготовке
«Здоровячок»
Куркова Наталья Ильинична, заместитель заведующего МАДОУ ЦРР - детского сада № 50 города Тюмени
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье- тема актуальная для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной. Здоровье нельзя удержать лекарствами, но есть другое средство-движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Здоровье человека зависит прежде всего от состояния опорно-двигательного аппарата, в частности от состояния позвоночного столба и стоп.
У детей при углубленных осмотрах уже в дошкольном возрасте выявляются нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата в виде нарушений осанки и плоскостопия.
Дело в том, что общая масса мускулатуры у детей составляет 20-25 % по отношению к массе тела. Скелетная мускулатура ребенка характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Мышцы бедны неорганическими солями, белками и жирами. Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы развиты недостаточно. Длинные мышцы сокращаясь, обеспечивают большую амплитуду колебаний, а короткие мышцы – большую силу при малой амплитуде («выигрывая в силе, проигрывают в скорости», Лесгафт, 1938). По сравнению со взрослыми, костная система ребенка богата хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению.
Развитию костно-мышечной системы детей способствует рациональная двигательная активность (Фомин, Вавилов, 1991). Рациональная нагрузка оказывает положительное влияние на деятельность и формирование мышц в процессе их роста.
Под влиянием физических нагрузок химический состав костной ткани сдвигается в сторону увеличения содержания неорганических веществ, что обеспечивает большую плотность костной ткани. Динамические нагрузки стимулируют продольный рост трубчатых костей; статические нагрузки вызывают преждевременное завершение роста костей в длину (Ткачук, 2003). При статических нагрузках наблюдается постепенная гипертрофия мышц, обеспечивая прирост силы и выносливости. Дошкольников при подготовке к школе следует постепенно приучать к удержанию определенных статических положений стоя и сидя с целью выработки и сохранения правильной осанки (Фонарев, 1975).
При анализе распространенности патологии опорно-двигательного аппарата в Тюмени, Санкт-Петербурге и в др. городах, выявлено, что с возрастом у детей увеличивается количество деформаций костно-мышечной системы, причем значительное увеличение числа ортопедической патологии отмечается за счет статических деформаций: плоскостопия, нарушения осанки, сколиоза.
Осанка - привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Формирование осанки происходит под влиянием многих факторов: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, условий труда и быта, нарушение деятельности организма после некоторых перенесенных заболеваний, особенно в раннем детстве. Правильная осанка обеспечивает оптимальные условия для функций всех органов и систем организма в целом.
В формировании осанки наибольшую роль играют позвоночник, таз, степень развития мускулатуры. Кроме того, имеют значение рост, масса, отдельные размеры тела и т.д.
Коррекция дефектов осанки - это не только задача физического воспитания детей, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции. А слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. Кроме того, нарушения рессорной функции позвоночника отрицательно сказываются на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться в повышенной утомляемости и головных болях.
Стопа- это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомоторную и амортизационную функции.
Наиболее часто встречающейся патологией со стороны стопы у детей - это ее уплощение. Уплощение стопы приводит к снижению ее рессорной функции во время ходьбы, бега, прыжков.
Причина уплощения стоп и в последствии развитие плоскостопия - слабые мышцы внутреннего свода стопы.
Основным средством профилактики и коррекции нарушений осанки, плоскостопия является ЛФК, которая включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим и лечебную гимнастику.
Поэтому, для укрепления мышечного корсета и мышц внутреннего свода стопы в условиях детского сада предлагается детям специальная физическая подготовка в виде корригирующей гимнастики в кружке «Здоровячок», в котором будет выполнена необходимая коррекционная работа при минимальном утомлении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей опорно-двигательного аппарата детей.
ЦЕЛЬ кружка «ЗДОРОВЯЧОК»:
- Формирование у детей правильной осанки и внутреннего свода стоп.
- Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
ЗАДАЧИ:
1. Укрепить мышцы живота и спины, создать уравновешенный мышечный корсет туловища.
2. Укрепить мышцы нижних конечностей и мышцы внутреннего свода стоп.
3. Улучшить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
4. Повысить общий тонус детей и оздоровить организм в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Данная программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет.
2. Форма организации - групповая.
3. Количество занятий:
- для детей 5-6 лет проводится 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю, длительностью 25 минут;
- для детей 6- 7лет проводится 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю, длительностью 30 минут.
4. Состав групп 12-18 человек (Приказ № 135, п.3.11 Министерства просвещения СССР от 20.06.1987 г).
5. Форма спортивная: шорты, футболка.
6. В занятия включаются как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть, т.к. укрепление мышц спины и живота, увеличение подвижности позвоночника, важны для коррекции деформаций позвоночника при различных нарушениях осанки.
7. Создается положительный эмоциональный фон на занятии, чтобы способствовать освоению необходимых навыков.
8.Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной.
Задача вводной части - организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Продолжительность - 3-5 минут.
Задача основной части – укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность- 15-20 минут.
Задача заключительной части – совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Продолжительность – 3-5 минут.
9. Коррегирующая гимнастика включает 3 периода реабилитации: начальный, основной и заключительный.
Начальный период - (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность периода – 16 недель.
Основной период – (январь, февраль, март) - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на самовытяжение.
Длительность периода – с 17 -по 27 неделю.
Заключительный период – (апрель, май) - закрепляются ранее достигнутые знания и умения.
Длительность периода – с 28 -35 неделю.
ДИАГНОСТИКА
Методика углубленного обследования детей с целью выявления нарушений осанки и плоскостопия предусматривает выполнение следующих этапов:
Название этапа
кто проводит
|
Содержание этапа
|
Соматоскопия
(педагоги, медперсонал)
|
Осмотр тела и конечностей по специальной схеме
|
Антропометрия
(медперсонал)
|
Выполнение простейших антропометрических измерений
|
Визуализация и формирование диагноза
(врачи-специалисты)
|
Выполнение аппаратных исследований (рентгенография, томография); установление диагноза и проведение первичной дифференциальной диагностики)
|
Интегральная оценка
(педагоги, медперсонал)
|
Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата, двигательных навыков и физических качеств в соответствии с паспортным и биологическим паспортом.
|
Разработка индивидуальной программы реабилитации
( медперсонал)
|
Проведение дифференциальной диагностики между нарушением осанки и сколиозом; определение необходимости направления ребенка на консультацию к специалисту (ортопеду, врачу ЛФК, неврологу и т.д.); разработка индивидуальной программы реабилитации с учетом характера нарушений осанки.
|
Тесты на силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса
(руководитель кружка)
|
Определение силы мышц живота и спины
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ЗДОРОВЯЧОК»
Периоды
|
Месяц, недели
|
Содержание занятий.
|
Начальный
|
сентябрь-октябрь
|
Беседа об осанке. Дать детям понятие об осанке. О причинах, которые приводят к нарушению осанки и о мерах их профилактики
Дети обучаются как правильно принимать исходные положения - лежа на спине, на животе, сидя на скамейке, стоя. В и.п. сидя и стоя идет работа над постановкой стоп. Выполняются дыхательные и общеразвивающие упражнения.
|
1 -2 недели
|
3-4 недели
|
В и.п. сидя объясняется и прорабатывается положение плечевого пояса и рук. Рассказывается, какие движения выполняют плечевой пояс, дети сами ощущают сведение и разведение, поднятие и опусканий надплечий, движения верхней конечности: сгибание и разгибание, сведение и разведение, круговое вращение.
В и.п. стоя повторяется положение стоп. Основная часть занятий проводится по обычной схеме с постоянным контролем над точностью выполнения упражнений.
|
5-6 недели
|
На последующих занятиях вспоминается все, что прошли на предыдущих занятиях и прорабатываются новые элементы, в частности- положение головы сидя.
Детям объясняется, какие возможны движения в шейном отделе позвоночника (наклоны, повороты, круговые вращения).
В и.п. стоя отрабатывается положение стоп и коленных суставов, которые должны быть разогнуты.
|
7-8 недели
|
Детям объясняется, как правильно принимать рабочую позу при письме и чтении сидя. Данный навык постепенно отрабатывается до автоматизма.
Стоя отрабатываются положение стоп и колений.
Разбирается движение рук во время ходьбы и бега.
|
ноябрь-декабрь
|
|
9-10 недели
|
В и.п. стоя разбираем оптимальное положение всех частей тела – ноги, таз, туловище, голова должны составить прямую линию, перпендикулярную полу. Стоя у стены оценивается осанка: пять точек должны коснуться опоры – пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и затылок. Контроль – шаг вперед от стены.
|
11-12 недели
|
В и.п. сидя с мешочком на голове дети обучаются элементарным движениям рук, объясняется работа рук во время ходьбы. Сидя закрепляем рабочую позу при письме и при чтении.
Стоя проверяем положение ног, туловища, головы.
|
13-14 недели
|
Отрабатывается и.п. стоя с мешочком на голове, при этом производится движение рук в различных плоскостях. Ходьба на месте, с остановками.
|
15-16 недели
|
В и.п. сидя дети учатся постепенно расслаблять мускулатуру шеи, плечевого пояса, рук, туловища и ног с возвращением в и.п. Стоя выполняется ходьба на месте с махом рук, с высоким подниманием бедра, с сохранением правильной осанки.
Проверяется осанка перед зеркалом.
|
Основной
|
январь-февраль
17-18 недели
|
Ходьба на месте с различным положением рук, с махом руками в различных направлениях.
Выполняются упражнения для мышц спины и живота, упражнения на самовытяжение, дыхательные упражнения, игры с мячом.
|
19-20 недели
|
Выполняется ходьба с мешочком на голове вперед, назад, в стороны, с остановками, во время которых подключается работа рук в различных положениях.
Лежа на животе и на спине выполняются упражнения с различными движениями руками и ногами, а также упражнения с предметами, например с гимнастической палкой.
Вводятся упражнения в и.п. на четвереньках.
|
21-23 недели
|
Дети учатся правильно стоять у гимнастической стенки.
Используются различные виды построений, перестроений, ходьба по часовой и противочасовой стрелки, в колонну, врассыпную, с мешочками на голове, основное условие – сохранение правильной осанки.
Широко используются упражнения с мячами и палками.
|
март
24-25 неделя
|
Выполняются упражнения во всех и.п. Продолжается выработка силовой выносливости мышц спины и живота с различным положением рук и с различными предметами. Используются дыхательные упражнения, упражнения в самовытяжении, в расслаблении и равновесии, проводятся подвижные игры с мячом.
|
26-27 недели
|
Особое внимание уделяется тренировке силовой выносливости мышц.
|
Заключительный период
|
апрель-май
28-35 недели
|
В этом периоде закрепляются ранее усвоенные знания, умения и навыки.
Основная задача этого периода- продолжение воспитания, тренировка и закрепление навыка правильной осанки. Из гимнастических упражнений- упражнения в различных и.п. с отягощением и в сопротивлении.
Закрепляется правильное положение тела в передвижениях.
До сознания каждого ребенка доводится необходимость самостоятельных занятий дома и постоянного контроля над своей осанкой.
|
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Овладение ребенком основными навыками сохранения правильной осанки.
2. Формирование правильной осанки и внутреннего свода стопы.
3. Снижение заболеваемости простудными заболеваниями.
4. Повышение общего тонуса организма
План конспект занятий с детьми,
имеющими нарушения осанки во фронтальной плоскости.
Занятие № 1
— провести беседу о правильной осанке с показом фотографий
— проверить осанку в различных исходных положёниях и при выполнении упражнений.
№
|
Содержание
урока
|
Дози-
ровка
|
Методические указания
|
1
|
Построение в шеренгу
у гимнастических скамеек
|
3 раза
|
Последовательно координируем
стопы, положения
таза, живота, плечевого пояса и головы
|
2
|
Проверка осанки, начиная со стоп;
затем; шаг вперед и шаг назад с возвратом в исходное положение
|
3
|
И.П; — сидя на гимнастической
скамейке с мешочком на коленях:
1 — взять мешочек двумя руками за края;
2 — поднять руки с мешочками вверх;
3 — проверить положение головы;
4 — положить мешочек на голову
|
3 раза
|
Спину держать
ровно
|
4
|
И.п. — то же, мешочек на голове:
1 — руки к плечам;
2 — руки вверх;
3 — руки к плечам;
4 — вернуться в и.п.
|
4 раза
|
|
5
|
И.п. — сидя на гимнастической скамейке с мешочком на голове:
1 — руки вперед;
2 — встать со скамейки;
3 — руки к плечам;
4 — вернуться в и.п.
|
4 раза
|
При выполнении упражнения следить за правильной осанкой ребенка
|
6
|
Переход из положения — «стоя» в положение «лежа на спине»:
1 — присед;
2 — упор сидя, руки сзади;
3 — упор на предплечья;
4 — лечь на спину (и.п.).
|
лечь на 10 счетов
|
Проверить положение таза, ног, поясницы, плеч у лежащего ребенка
|
7
|
Самовытяжение
|
на 10 счетов
|
Стопы на себя, тянуть теменем
|
8
|
И.п. — лежа на спине:
1 — руки к плечам — вдох;
2 — поднять голову — выдох, руки вперед;
3 — то же, но руки в стороны;
4 — вернуться в и.п.
|
4 раза
|
Плечи опустить, локти опустить и прижать к туловищу
|
9
|
И.п. — лежа на спине, руки — в «крылышки»:
1 — согнуть правую ногу в коленном суставе;
2 т— ногу выпрямить вверх; 3—4 — опустить прямую ногу.
|
5 раз
|
Следить за поясницей
|
10
|
И.п. — то же:
1—4 — «велосипедные» движения ногами.
|
4-5 раз
|
Следить за плечевым
поясом
|
11
|
Из и.п. — «лежа на спине»: 1-4 — сесть, руки вперед в и.п. «крылышки».
|
6 раз
|
Спина прямая
|
12
|
12. Переход из положения
«лежа на спине» в положение «лежа на животе»:
1 — поднять руки вверх;
2 — лечь на бок;
3 — лечь на живот;
4 — выполнить самовыравнивание, положить лоб на пальцы рук, согнутых в локтях.
|
6 раз
|
Следить за
точностью
выполнения
|
13
|
13. И.п. — лежа на животе.
|
7 раз
|
Локтями не касаться пола
|
14
|
14. Поочередное поднимание прямых ног в положении «лежа на животе», руки в положении «крылышки».
|
10 раз
|
Опустить и развести плечи
|
15
|
15. И.п. — лежа на животе:
1 — сделать «широкие крылышки»
на полу;
2-4 — приподнять голову,
плечи и одну ногу;
5—8 — то же, но приподнять другую ногу.
|
8 раз
|
Нога прямая
|
16
|
16. И.п. — лежа на животе:
1—4 — выполнять брасс руками.
|
10 раз
|
Выполнять
медленно
и точно
|
17
|
17. Переход из положения
«лежа на животе» в положение +стоя»:
1 — упор руками;
2 — коленно-кистевое положениё;
3 — упор присев;
4 — встать.
|
|
|
18
|
18. Игра-эстафета — передача мячей руками в колонне над головой. Ходьба с правильной осанкой и проверка осанки у стены.
|
3 мин.
|
|
Занятие № 2
Задачи:
— проверка в различных исходных положениях;
— укрепление мышц спины и брюшного пресса.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
Построение в шеренгу4 му гимнастической скамейки. Проверка осанки на месте. Ходьба с перестроением в колонну по два.
|
4 мин.
|
|
2
|
И.п.— основная стойка:
1 — руки вперед;
2 — руки вверх;
3 — руки к плечам;
4 — и.п.
|
5раз
|
Следить за положением туловища
|
3
|
И.п. — основная стойка:
1 — руки вперед;
2 — медленно присесть;
3 — руки к плечам;
4 — и.п.
|
5 раз
|
Приседать с прямой спиной
|
4
|
И.п. — основная стойка:
1 — шаг влево, руки к плечам;
2 — руки на голову;
3 — приставить правую ногу, руки к плечам;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Живот подтянуть, ягодицы сократить
|
5
|
И.п. — основная стойка:
1-2 — упор присев, руки вперед;
3—4 — встать, и.п.
|
5 раз
|
Спина прямая
|
6
|
Переход из положения «стоя». в положение «лежа на спине», с самовытяжением
|
3 раза по 10 счетов
|
Тянуться пятками и теменем
|
7
|
И.п. — лежа на спине
1 — руки перед грудью, ноги согнуты в коленном суставе под прямым углом;
2 — руки за голову, разогнуть • левую ногу;
3 — руки перед грудью, ноги согнуты;
4 — и.п.;
5—8 — то же повторить
с другой ногой
|
6 раз
|
Поясница прижата, следить за дыханием
|
8
|
И.п. — сед по-турецки:
1 — руки к плечам;
2 — руки за голову;
3 — руки вперед;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Спина прямая
|
9
|
И.п. — сед по-турецки:
1 — руки в «крылышки»;
2 — лечь на спину, руки на пояс;
3 — руки вперед;
104 — сесть по-турецки, руки на колени
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
10
|
И.п. — лежа на правом боку:
1 — поднять левую ногу вверх;
2 — носок на себя;
3 — носок оттянуть;
4 — и.п.
То же на другом боку
|
6 раз
|
Все части тела на одной линии, мышцы ягодиц сократить, живот подтянуть
|
11
|
И.п. — лежа на правом боку: 1—4 — круговые движения приподнятой левой ногой. То же на другом боку
|
6 раз
|
Все части тела на одной линии, мышцы ягодиц сократить, живот подтянуть
|
12
|
Переход в и.п. «лежа на животе»: 1—4 — руки в «крылышки», плечи приподнять и удержать в этом положении
|
6 раз
|
Мышцы ягодиц сократить
|
13
|
И.п. — лежа на животе:
1-4 — руки в «крылышки», ногами «кроль»
|
10 счетов
|
Плечи опустить, мышцы ягодиц сократить
|
14
|
И.п. — лежа на животе:
1 — поднять лоб с согнутыми в локтях руками;
2 — руки в стороны;
3 — руки за голову;
4 — и.п.
|
7 раз
|
Плечи опустить, мышцы ягодиц сократить
|
15
|
Упражнение на равновесие — ходьба на носках по гимнастической скамейке с различными движениями рук; ходьба боком; ходьба через набивные мячи
|
5 мин
|
Сохранять правильную осанку
|
16
|
Перестроение для игры. Игра «День и ночь». Выбывшие из игры дети садятся по-турецки на гимнастическую скамейку или к гимнастической стенке.
|
5 мин
|
|
17
|
Ходьба с правильной осанкой. Проверка осанки с опросом и исправлением ошибок
|
2 мин
|
|
Занятие № 3
Задачи:
— совершенствование навыка правильной осанки в различных исходных положениях и при различных движениях рук;
— укрепление мышц спины и брюшного пресса; профилактика плоскостопия.
№
|
Содержание
урока
|
Дозировка
|
Методические указания
|
1
|
Самовыравнивание у гимнастической стенки. Построение в колонну по одному. Ходьба по залу с правильной осанкой. Медленный бег на носках, руки согнуты
|
|
|
2
|
И.п. — основная стойка:
1 — руки вверх, правую ногу назад, на носок;
2 — и.п.;
3 — левую ногу назад, на носок, руки вверх;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Спина прямая
|
3
|
То же, но выполнять с мешочком на голове
|
6 раз
|
Спина прямая
|
4
|
Переход в и.п. — «лежа на спине»:
1 — согнуть ноги в коленях;
2 — выпрямить их под углом 45°;
3 — согнуть ноги;
4 — вернуться в и.п.
|
|
Дыхание произвольное
|
5
|
И.п. — то же:
1 — согнуть ноги, руки перед, грудью;
2 — выпрямить ноги под углом 90", руки вверх;
3 — развести ноги;
4 — и.п.
|
|
Дыхание произвольное
|
6
|
Перейти в и.п. — «на боку»:
1 — поднять прямую ногу;
2 — присоединить другую ногу;
3 — держать ноги в этом положении;
4 — вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Дыхание произвольное
|
7
|
И.п. — то же:
1 — поднять обе ноги;
2 — медленно согнуть их;
3 — медленно разогнуть;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Лежать ровно в горизонтальной плоскости
|
8
|
Перейти в и.п. — «лежа на животе»:
1 — «крылышки» руками;
2 — поднять прямые ноги; 3—7 — держать это положение; 8 — и.п.
9. И.п. — лежа на животе, руки вверх:
1 — поднять левую ногу и правую руку;
2 — поднять правую ногу и левую руку
|
8 раз
|
Мышцы ягодиц сократить, носки ног оттянуть
|
9
|
И.п. — лежа на животе.
«Брасс» руками, ноги поднять
|
7 раз
по 7 счетов
|
При выполнении тянуть руки и ноги
|
10
|
Переход в и.п. — «основная стойка». Ходьба на месте с правильным положением тела
|
|
При выполнении упражнения тянуть руки и ноги
|
11
|
Элементы баскетбола: броски мяча от груди двумя руками; броски мяча из-за головы, от плеча левой, правой руками; броски мяча в корзину
|
5 мин
|
Следить за осанкой
|
12
|
Ходьба по залу с разным положением рук (руки вверх, за голову, в стороны, на пояс)
|
|
|
13
|
Вальсовый шаг. Построение, проверка осанки
|
3 мин
|
|
Занятие № 4
Задачи:
— продолжить обучение правильной ходьбе в сочетании с дыханием;
— обучить правильному выполнению упражнений с предметами;
— совершенствовать правильную координацию движений.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические указания
|
1
|
Построение у гимнастической стенки в шеренгу по одному, проверка осанки. Шаги вперед, назад, повороты на месте. Ходьба с правильной осанкой по диагонали, противоходом. Ходьба на носках. Спокойный бег с постепенным переходом на ходьбу в сочетании с дыханием
|
5 мин
|
|
2
|
Упражнения с гимнастической палкой стоя. И.п. — основная стойка, палка внизу, сзади:
1 — отвести палку назад, подняться на носки;
2 — и.п.
|
6 раз
|
Потянуться
|
3
|
И.п. — основная стойка, палка за головой, на плечах:
1 — правую руку в сторону;
2 —и.п.;
3 — левую руку в сторону;
4 — и.п.
|
5 раз
|
Локти вниз, живот подтянуть
|
4
|
И.п. — то же:
1—2 — «погладить» палкой спину; 3—4 — палка вверх; 5-6 — «погладить» палкой спину; 7-8 — и.п.
|
6 раз
|
Локти вниз, живот подтянуть
|
5
|
Переход из положения «стоя» в положение «лежа». Самовытяжение.
|
3 раза
|
Пятками тянуться вниз, теменем — вверх
|
6
|
И.п. — лежа на спине, руки на поясе:
1— согнуть ноги;
2 — разогнуть ноги, взявшись руками за бедра;
3 — согнуть ноги; 4 — и.п.
|
5 раз
|
Поясница прижата к полу
|
7
|
И.п. — лежа на спине, руки за головой:
1-8 — «велосипед» ногами под углом 45°
|
5 раз
|
Локти прижаты
|
8
|
Переход в и.п. — «лежа на животе»: 1 — поднять локти, Соединить лопатки, руки — в «крылышки»; 2-4 — держать принятое положение
|
5 раз
|
Следить за дыханием
|
9
|
И.п. — то же: 1 — «крылышки» руками;
2 — согнуть ноги в коленных суставах;
3-4 — медленно разогнуть ноги
и вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Следить за дыханием
|
10
|
И.п. — то же: 1 — «крылышки» руками;
2 — правую ногу отвести в сторону;
3 — левую ногу отвести в сторону; 4 — и.п.
|
6 раз
|
Тянуть носки
|
11
|
Упражнение на расслабление
|
30 сек
|
Следить за дыханием
|
12
|
И.п. — «лежа на животе»: 1-4 — «брасс» руками, «кроль» ногами
|
3 раза по 30 сек.
|
Следить за дыханием
|
13
|
Переход из и.п. «лежа на животе» в положение «стоя» — основная стойка
|
|
|
14
|
Ходьба по залу, восстановление дыхания, ходьба на носках с различными движениями руками
|
3 мин
|
|
15
|
Игра «Карлики и великаны»
|
|
Следить за вытяжением
|
16
|
Перестроение в колонну по два. Игра на внимание. Подведение итогов урока
|
|
|
Занятие № 5
Задачи:
— совершенствовать координацию движений;
— тренировать силовую выносливость мышц живота и спины;
— профилактика плоскостопия;
— обучать упражнениям в равновесии и балансировании с исключением зрительного анализатора.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические указания
|
1
|
Сидя на гимнастической скамейке, проверить осанку. Измерить пульс в покое. Ходьба по залу с различными движениями руками. Ходьба приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два с ходьбой на носках, на пятках и на наружном своде стоп.
|
|
|
2
|
И.п. — основная стойка:
1 — шаг левой ногой в сторону, руки к плечам;
2 — руки за голову;
3 — руки к плечам;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Подтянуть живот, локти прижать к туловищу
|
3
|
И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе: 1-4 — наклон вперед; 5-8 — и.п.
|
8 раз
|
Подтянуть живот, локти прижать к туловищу
|
4
|
И.п.—основная стойка: .. :
1 — выпад влево;
2 — руки в стороны;
3 — руки в «крылышки»;
4 — и.п.
|
8 раз
|
Подтянуть живот, локти прижать к туловищу
|
5
|
Переход из положения «стоя» в положение «лежа на спине». Самовытяжение.
|
|
|
6
|
Упражнение с набивными мячами. И.п. — лежа на спине. Мяч в руках перед грудью. На каждый счет бросать мяч вверх и ловить его
|
4 раза
|
Поясницу прижать к полу
|
7
|
И.п. — лежа на спине, руки с мячом вытянуты вверх: 1 — поднять правую ногу;
2 — присоединить к ней другую;
3 — держать ноги под углом 45° градусов;
4 — и.п.
|
8 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
8
|
И.п. — руки за головой, согнутыми ногами обхватить мяч:
1 — разогнуть ноги;
2 — руки вверх; 3—4— руки с мячом вверх; 5 — сесть, руки вперед; 6 — мяч положить между ног;
7 — обхватить мяч ногами; 8 — и.п.
|
6 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
9
|
Перейти в и.п. «на боку». 1-10 — удержание мяча поочередно: одной ногой, зачем — другой.
|
3 раза
|
Проверить осанку
|
10
|
И.п. — то же.
Удержание обеих ног.
|
3 раза по 10 сек.
|
Проверить осанку
|
11
|
Переход в и.п. «лежа на животе». Обхватить мяч ногами:
1 — руки в «крылышки»;
2 — поднять ноги;
3-6 — держать в этом положении;
7 — опустить ноги;
8 — и.п.
|
8 раз
|
Плечи прижаты к полу
|
12
|
И.п. — лежа на животе, мяч в руках:
1 — ноги поднять, руки вверх;
2 — ноги скрестно, руки за голову;
3 — положить мяч, ноги врозь;
4 — и.п.
|
7 раз
|
Выполнить самовытяжение
|
13
|
И.п. — лежа на животе, мяч в руках:
1 — поднять руки с мячом;
2 — руки за голову, поднять левую ногу вперед;
3 — поднять правую ногу вперед;
4 — и.п.
|
7 раз
|
Локти опустить
|
14
|
Переход из и.п. «лежа на животе» в основную стойку. Перестроение в колонну по одному. Ходьба по залу
|
5 мин
|
|
15
|
Игра «Охотники и утки».
|
|
|
16
|
Построёние в шеренгу, проверка осанки у зеркала
|
|
|
17
|
Ходьба с движениями рук. Подведение итога урока
|
|
|
Занятие № 6
Задачи:
— воспитание сознательного и активного отношения к правильному положению тела;
— укрепление мышц живота и спины;
— совершенствование координации движений.
№
|
Содержание
урока
|
Дози-
ровка
|
Методические указания
|
1
|
Сидя на скамейке, проверить осанку. Построение в шеренгу, ходьбой по залу, ходьба на носках, руки на пояс.
|
|
|
2
|
И.п. — основная стойка:
1 — руки вверх;
2 — руки в стороны;
3 — руки — в «крылышки»;
4 — И.п.
|
8 раз
|
Локти прижать, плечи развернуть
|
3
|
И.п. — основная стойка, руки — в «крылышки»:
1 — присесть, руки вперед;
2 — руки за голову; 3-4 — вернуться в и.п.
|
7 раз
|
Подтянуть живот, локти прижать
|
4
|
Разучивание шагов танца «Полька»
|
5 мин
|
Движение мягкое, с носка
|
5
|
Переход из положения «стоя» в положение «лежа на спине» с самовытяжением
|
3 раза
|
Поясницу прижать, плечи опустить
|
6
|
И.п. — лежа на спине: 1 — ноги согнуть;
2 — медленно выпрямить их;
3 — медленно развести йоги;
4 — и.п.
|
3 раза
|
Дыхание свободное
|
7
|
И.п. — то же:
1 — правая рука вверх;
2 — смена положения рук с подниманием головы
|
6 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
8
|
И.п. — лежа на спине, руки перед грудью, локти поставить на пол:
1 — ноги врозь;
2 — руки вниз;
3-4 — поднять голову
и вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
9
|
И.п. — то же.
1-4 — движения руками — «бокс»
|
8 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
10
|
Переход из положения «лежа на спине» в и.п. «лежа на животе»:
1 — «крылышки» руками;
2 — руки в стороны;
3 — руки в «крылышки»;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Ягодицы прижать
|
11
|
И.п. — лежа на животе. 1—4 — ногами «Кроль»
|
8 раз
|
Подбородок не опускать
|
12.
|
И.п. — то же.
1-4 — руками «брасс», ногами «кроль»
|
8 раз
|
Подбородок не опускать
|
13.
|
Поворот «бревнышком» на спину. Самовытяжение
|
3 раза по 8 сек.
|
Тянуться пятками
|
14.
|
Перестроение в шеренгу по одному, затем в колонну по два
|
|
|
15.
|
Игра-эстафета. Передача мяча в колоннах руками из-за головы, затем руками между ног, раздвинутых на ширину плеч
|
5 мин.
|
|
16.
|
Спрыгивание с гимнастической скамейки с мягким приземлением
|
|
|
17.
|
Проверка осанки у гимнастической стенки. Подведение итогов
|
|
|
Занятие № 7
Задачн:
— тренировка навыка удержания тела в нужном положении при различных движениях руками;
— тренировка силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса;
— профилактика плоскостопия.
№
|
Содержание
урока
|
Дози-
ровка
|
Методические указания
|
1
|
Проверить осанку, сидя на гимнастической скамейке, Построение в шеренгу по одному, ходьба змейкой, по диагонали с разным положением рук
|
3 мин.
|
Сохранять правильную осанку
|
2
|
И.п. — ноги врозь, в руки взять гимнастическую палку (палку за голову): 1—2 — палка вверх, встать на носки; 3-4 — и.п.
|
5 раз
|
Сохранять правильную осанку
|
3
|
И.п. — ноги врозь, палку назад — вниз,
1-2 — наклон вперед, руки назад — вверх;
3-4 — и.п.
|
6 раз
|
Голову не поднимать
|
4
|
И.п. — основная стойка, палку вниз:
1 — выпад правой ногой, палку перед грудью;
2 — палку вверх;
3 — палку перед грудью;
4 — и.п.;
5—8 — повторить упражнение
с другой ногой
|
6 раз
|
Голову не поднимать
|
5
|
И.п. — основная стойка,
палку назад — вниз: • 1—2 — упор присев;
3 — палку под колени, руки за голову;
4 — взять палку;
5-6 — основная стойка
|
6 раз
|
Голову не поднимать
|
6
|
Переход из положения «стоя» в положение «лежа на спине». 1-10 — самовыравнивание с самовытяжением
|
|
|
7
|
И.п. — лежа на спине, палка внизу:
1 — руки вперед;
2 — руки вверх;
3 — руки за голову; 4 — и.п.
|
5 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
8
|
И.п. — руки на спине, палка внизу:
1 — руки перед грудью;
2 — согнуть ноги;
3 — выпрямить ноги, руки вверх;
4 — развести ноги, палку к коленям
|
5 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
9
|
. И.п. — то же:
1 — руки вверх;
2 — ноги врозь;
3—4 — сед «по-турецки»,
палка перед грудью;
5 — руки с палкой за голову;
6 — руки вперед; 7-8 — и.п.
|
6 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
10
|
Переход из положения «лежа на спине» в положение «лежа на животе» (переход
«бревнышком »):
1 — руки вверх, ноги поднять;
2 — держать их в этом положении;
3 — руки за голову;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Голова и позвоночник в одной плоскости
|
11
|
И.п. — лежа на животе:
1 — руки «крылышками»; .
— взять палку к груди;
3 — руки вверх;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Голова и позвоночник в одной плоскости
|
12
|
И.п. — лежа на животе:
1 — руки с палкой к лопаткам;
2 — поднять левую ногу;
3 — поднять правую ногу;
4 — и.п.
|
|
Голова и позвоночник в одной плоскости
|
13
|
Перейти в положение «стойка на коленях», руки через стороны поднять ввёрх (вдох), руки опустить (выдох). Перейти в и.п. «основная стойка». Ходьба по залу с правильной осанкой и восстановлением дыхания
|
|
|
14
|
Игра «Самый меткий» 3 раза (ведение мяча с броском в кольцо)
|
3 раза
|
|
15
|
Работа над осанкой у гимнастической стенки (пятки, ягодицы, лопатки и затылок касаются вертикальной стойки). Подведение итогов занятия.
|
|
|
Занятие № 8
Задачи:
- овладение навыком «мягкого» бега;
- тренировка общей и избирательной выносливости различных мышечных групп;
- воспитание координации движений.
№
|
Содержание
урока
|
Дози-
ровка
|
Методические указания
|
1
|
Построение в шеренгу по одному. Ходьба с мешочком (с песком) на голове. Ходьба боком, вперед — назад. Мягкий бег
|
5 мин.
|
Исправление ошибок в осанке
|
2
|
И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке. Проверка осанки у горизонтальной и вертикальной стоек
|
1 мин.
|
|
3
|
И.п. — то же:
1 — шаг правой ногой вперед;
2 — шаг левой ногой вперед; 3-4 — и.п.
|
6 раз
|
Сохранять правильное положение спины
|
4
|
И.п. — то же.
Поворот направо и налево у гимнастической стенки
|
6 раз
|
|
5
|
Сед «по-турецки», прислонившись спиной к гимнастической стенке
|
1 мин
|
|
6
|
Переход в положение «лежа на спине», теннисный мяч в руках.
И.п. лежа на спинё, руки вдоль туловища: 1—4 — сжать мяч в руках (вдох); 5-8 — и.п. (выдох)
|
4 раза
|
Следить за дыханием
|
7
|
И.п. — то же:
1—2 — руки в «крылышки», сжать мяч (вдох); 3—4 — и.п. (выдох)
|
4 раза
|
Следить за дыханием
|
8
|
И.п. — то же. На каждый счет бросание мяча из одной руки в другую
|
10 раз
|
Приподнимать только голову
|
9
|
Перейти в и.п. «лежа на животе»:
1—2 — руки в «крылышки»;
3-4 - напряженные руки развести в стороны, сжимая мячи в руках;
7-8 — и.п.
|
6 раз
|
Сократить ягодичные мышцы, следить за правильным положением головы
|
10
|
И.п. — то же. «Брасс» руками
|
3 раза по 30 сек.
|
При сгибании рук сжимать мяч
|
11
|
И.п. — то же. Руками — «брасс», ногами — «кроль»
|
|
|
12
|
«Бревнышком» перейти в и.п. «лежа на спине», расслабиться
|
|
|
13
|
Построение в одну шеренгу, ходьба по залу с правильной осанкой, перестроение в колонну по одному
|
|
|
14
|
Игра «Перекати мяч». Перекатить мяч между ног от направляющего до замыкающего колонны.
|
|
|
15
|
Восстановление дыхания. Подведение итогов урока. Проверка осанки
|
|
|
Занятие № 9
Задачи:
— укрепление мышц плечевого пояса и спины;
— тренировка силовой выносливости мышц спины;
— обучение мягкому соскоку с гимнастической скамейки.
№
|
Содержание
урока
|
Дози-
ровка
|
Методические указания
|
1
|
Построение в одну шеренгу. Ходьба по залу. Гимнастическое перестроение в ходьбе (змейкой, зигзагом, противоходом)
|
5 мин
|
Следить за работой рук при ходьбе
|
2
|
И.п. — основная стойка, с мешочком на голове
1-2 — руки — в «крылышки»;
3-4 — и.п.
|
6 раз
|
Следить за осанкой
|
3
|
И.п. то же:
1 — руки вверх, правую ногу назад;
2 — и.п.;
3 — руки вверх, левую ногу назад;
4 — и.п.
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
4
|
Ходьба на месте на носках, с мешочком на голове
|
1 мин
|
Следить за осанкой
|
5
|
Переход в и.п. «лежа на спине»:
1—2 — руки к плечам;
3—4 — поднять прямые ноги;
5-6 — согнуть ноги в коленях, руки вниз;
7-8 — и.п.
|
7 раз
|
Прижать поясницу к полу
|
6
|
И.п. — то же:
1-2 — согнуть ноги в коленях,
руки вдоль туловища;
3-4 — гребок ногами
стилем «брасс»;
5—6 — опустить прямые ноги;
7—8 — расслабиться
и вернуться в и.п.
|
5 раз
|
Прижать поясницу к полу
|
7
|
И.п. — то же.
Сед «по-турецки», руки в «крылышки», затем медленно вернуться в и.п.
|
|
Следить за положением туловища
|
8
|
Упражнение на расслабление
|
30 сек
|
Следить за дыханием
|
9
|
И.п. — лежа на животе:
1-2 — поднять ноги, руки в стороны;
3-4 — руки вверх;
5-6,— руки к плечам; 7-8 — и.п.
|
6 раз
|
Голова и позвоночник в одной плоскости
|
10
|
И.п. — то же.
1-4 — руки в «крылышки», ногами — горизонтальные ножницы
|
4 раза
|
Голова и позвоночник в одной плоскости
|
11
|
Перейти в и.п. «стойка на коленях»:
1—2 — вдох; 3-4 — выдох. Ходьба на равновесие по гимнастической скамейке
|
3 раза
|
Тянуться теменной областью вверх
|
12
|
Ходьба, руки на поясе
|
30 сек
|
Следить за осанкой
|
13
|
Ходьба боком
|
30 сек
|
Следить за осанкой
|
14
|
Ходьба через набивные мячи
|
30 сек
|
Следить за осанкой
|
15
|
Эстафета с элементами баскетбола
|
5 мин
|
|
16
|
Игра на внимание в ходьбе
|
2 мин
|
|
17
|
Проверка осанки друг друга (указать товарищу на ошибки)
|
|
|
18
|
Подведение итогов урока
|
|
|
Занятие № 10
Задачи:
- обучение упражнениям в сопротивлении;
- тренировка навыка удержания правильной осанки при различных двигательных действиях;
- тренировка силовой выносливости мышц.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
Проверка осанки, сидя на гимнастической стенке. Построение в одну шеренгу, ходьба по залу. Перестроение в три колонны для выполнения упражнений с гимнастической палкой.
|
5 мин
|
Следить за осанкой
|
2
|
И.п. — основная стойка (гимнастическая палка в опущенных руках):
1—2 — палка перед грудью, шаг правой ногой вправо; 3-4 — и.п.;
5—6 — палка перед грудью, шаг левой ногой влево; 7-8 — и.п.
|
6 раз
|
Следить за осанкой
|
3
|
И.п. — то же:
1—2 — наклон туловища вперед, палка вниз; 3-4 — и.п.
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
4
|
И.п. — то же:
1—2 — наклон туловища вперед, палка вниз; 3-4 — и.п.
|
5 раз
|
Колени не сгибать
|
5
|
И.п. — лежа на животе.
Упражнение в сопротивлении в' парах: ладони рук первого на согнутых локтях второго. Первый надавливает на локти второго, пытаясь их отвести, а второй старается удержать руки в и.п.
|
4 раза меняясь
|
Темп медленный
|
6
|
И.п. — лежа на спине.
Ногами выполняем «ножницы».
|
8 раз
|
Темп медленный
|
7
|
Самовытяжение.
|
3 раза по 8 счетов
|
Темп медленный
|
8
|
Из положения «лежа на спине» переход в сед «по-турецки», руки к плечам.
|
6 раз
|
Следить за осанкой
|
9
|
Упражнения у гимнастической стенки
И.п. — стоя спиною к гимнастической стенке, взявшись за рейку руками выше головы. 1-4 — приседания
|
4 раза
|
Следить за осанкой
|
10
|
И.п. — стоя на первой рейке лицом к гимнастической стенке, руки выше головы. 1—4 — опуская пятки, потянуться головой вверх
|
4 раза
|
Следить за осанкой
|
11
|
Построение в круг. Игра «Гонка мячей по кругу», по часовой и против часовой стрелки
|
3 мин
|
|
12
|
Ходьба по залу с различными положениями рук (на поясе, за голову, вверх)
|
3 мин
|
Следить за осанкой
|
13
|
Подведение итогов урока
|
|
|
Занятие № 11
Задачи:
— закрепление навыков правильной осанки;
— укрепление мышц туловища;
— тренировка силовой выносливости мышц.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
Построение. Ходьба по залу с чередованием бега. Ходьба на носках, руки на поясе — 4 шага, затем на 4 счета стоять на месте, сохраняя правильную осанку. Приставные шаги вперед-назад, руки на поясе
|
|
Работать над индивидуальными ошибками
|
2
|
И.п. — основная стойка, в руках гимнастическая палка:
1 — руки перед грудью;
2 — ноги врозь;
3 — руки вниз;
4 — и.п.
|
7 раз
|
Следить за осанкой
|
3
|
И.п. — то же:
1-2 — руки вверх, правую ногу
отвести назад;
3-4 — и.п.;
5-6 — руки вверх, левую ногу
отвести назад;
7-8 — и.п.
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
4
|
И.п. — то же:
1-4 — руки с гимнастической
палкой вперед;
5-8 — возвращение в и.п.
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
5
|
Перейти в и.п. «лежа на спине». 1—4 — «велосипедные» движения ногами, гимнастическая палка перед грудью. Перехватывать палку от концов к середине и обратно
|
|
Выполнять медленно
|
6
|
Упражнение « качалка».
И.п. — лежа на спине, гимнастическая палка в опущенных руках. 1—4 — ноги согнуты, палка на коленях, спина круглая, голову — вперед. Выполнять покачивания вперед-назад
|
8 раз
|
Выполнять медленно
|
7
|
Переход из положения «лежа на спине» в положение «сед по-турецки», гимнастическую палку — за плечи
|
4 раза
|
Следить за осанкой
|
8
|
Самовыравнивание с самовытягиванием
|
30 сек.
|
Тянуться теменной областью вверх, а пятками вниз
|
9
|
Поворот на живот «бревнышком». И.п. — лежа на животе. Руки с гимнастической палкой вверху: 1-2 — руки вверх, ноги врозь;
3-4 — ноги вместе (зафиксировать
положение);
5-6 — опустить руки;
7-8 — опустить ноги
|
8 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
10
|
И.п. — то же:
1-4 — одновременно поднять
руки и ногу (зафиксировать
положение);
5—8 — медленно вернуться в и.п.
|
5 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
11
|
Перейти в и.п. «стоя на коленях». Ходьба на коленях вперед и назад, руки на поясе
|
30 сек
|
Следить за осанкой
|
12
|
И.п. — то же. Упражнение на дыхание: 1-4 — вдох;
5-8 — выдох с произнесением звуков «у», «о»
|
|
Следить за осанкой
|
13
|
Переход в основную стойку. Ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе
|
1 мин
|
Следить за осанкой
|
14
|
Ходьба по гимнастической скамейке — шаг вперед, руки за голову, опуститься на колено, руки на пояс, встать, руки вперед, ходьба до конца скамейки на носках
|
3 мин
|
Следить за осанкой
|
15
|
Игра «Парный волейбол»
|
3 мин
|
|
16
|
Упражнения на расслабление, восстановление дыхания в подведение итогов занятия
|
|
|
Занятие №12
Задачи:
— тренировать правильную ходьбу в сочетании с дыханием;
— вырабатывать правильную осанку;
— тренировать силовую выносливость мышц.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
Построение. Ходьба по залу с гимнастическим обручем. Ходьба с движением рук вперед, назад, в стороны
|
|
|
2
|
Бег в чередовании с ходьбой
|
|
|
3
|
Разучивание шагов польки
|
7 мин
|
Следить за осанкой
|
4
|
Упражнение у гимнастической стенки: стоя спиной у продольной рейки, подняться на носки, потянуться вверх по рейке. Медленно опускаясь вниз, перейти в сед, руки вперед.
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
5
|
Самовытяжение у гимнастической стенки
|
30 сек
|
Тянуться областью темени вверх
|
6
|
Перейти в и.п. «лежа на спине»: 1-2 — поднять руки вверх; 3-4 — держать руки в этом положении;
5-6 — поднять ноги вверх; 7-8 — держать ноги в этом положении
|
6 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
7
|
И.п. — «бокс» в различных направлениях
|
10 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
8
|
Перейти в и.п. «лежа на животе»:
1-4 — поочередное поднимание ног
|
6 раз
|
Руки в «крылышки»
|
9
|
И.п. — то же. Руками выполнять движения «брасс», ногами — «кроль»
|
1 мин
|
Голову высоко не поднимать
|
10
|
И.п. — лежа на животе, в руках гимнастическая палка: 1 — положить палку на плечи; 2-3 — «прогладить» спину, скользя палкой вниз до ягодиц; 4-5 — пружинящие движения назад; 6—7 — руки вверх, ноги вверх; 8 — и.п.
|
4 раза
|
Голову высоко не поднимать
|
11
|
Упражнение «Кошечка»
|
4 раза
|
Выполнять медленно
|
12
|
Индивидуальные упражнения
для каждого с учетом деформации позвоночника в сагиттальной плоскости
|
5 мин
|
Исправление ошибок
|
13
|
Игра «Мяч в воздухе»
|
3 мин
|
|
14
|
Проверка осанки у гимнастической стенки. Исправление ошибок и подведение итогов урока
|
|
|
Занятие № 13
Задачи:
— обучение упражнениям на гимнастической скамейке;
— тренировка навыков правильной осанки;
— тренировка координации движений.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
Построение в одну шеренгу. Выполнение упражнений, сидя на гимнастической скамейке. Упражнения на расслабление. Ходьба по залу по и против часовой стрелки по сигналу воспитателя-
|
|
|
2
|
Изучение вальсового шага вперед и в сторону, повторение шагов польки
|
5 мин
|
Следить за осанкой
|
3
|
И.п. — основная стойка
1-2 — руки в «крылышки», ноги врозь; 3-4 — и.п.
|
5 раз
|
Голову не опускать
|
4
|
И.п. — то же:
1-4 — медленно присесть, руки в «крылышки»;
5—8 — вернуться в и.п.
|
5 раз
|
Голову не опускать
|
5
|
.Перейти в и.п. «лежа на спине», в руках гантели. 1-4 — смена рук (одна рука — вверху, другая — вдоль туловища)
|
|
|
6
|
И.п. — то же:
1-2 — ноги согнуты, руки с гантелями поднять вверх; 3-4 — ноги разогнуть и подтянуты к плечам
|
6 раз
|
Прижать поясницу к полу
|
7
|
И.п. — то же.
1-4 — «бокс» руками с гантелями
|
6 раз
|
Прижать поясницу к полу
|
8
|
Перейти в и.п. «лежа на животе». Упражнение «крылышки», удерживая приподнятые ноги
|
30 сек
|
Голову не запрокидывать
|
9
|
И.п. — то же.
Ногами движение «кроль», руками — «брасс»
|
30 сек
|
Голову не запрокидывать
|
10
|
Упражнение на дыхание, лежа на спине. Одна рука на животе, другая — на груди.
|
30 сек
|
Расслабиться
|
11
|
Упражнение в ходьбе на коленях
|
30 сек
|
Следить за осанкой
|
12
|
Ходьба по залу парами
|
|
|
13
|
Эстафета с кеглями
|
2 мин
|
|
14
|
Эстафета со скольжением живота по гимнастической скамейке
|
2 мин
|
|
15
|
Проверка осанки у зеркал а
|
30 сек
|
|
16
|
Исправление ошибок и подведение итогов урока
|
|
|
Занятие №14
Задачи:
— обучение упражнениям с набивными мячами;
— тренировка навыка правильной осанки;
— воспитание силовой выносливости.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
Построение. Ходьба по залу по часовой стрелке и против
|
5 мин
|
|
2
|
Ходьба на носках с закрытыми глазами, ходьба с высоким подниманием бедра и различными движениями рук (руки за головой, за спиной, на поясе)
|
|
Следить за осанкой
|
3
|
Упражнения у зеркала. Проверка основных положений рук (вперед, вверх, в сторону, вниз, к плечам)
|
30 сек
|
Исправление ошибок у зеркала
|
4
|
Проверка осанки у зеркала сбоку
|
30 сек
|
Исправление ошибок у зеркала
|
5
|
И.п. — основная стойка:
1 — руки в «крылышки»;
2 — присед, руки вперед;
3 — встать,
руки в «крылышки»;
4 — и.п.
|
6 раз
|
Следить за осанкой
|
6
|
Перейти в и.п. «лежа на животе» с набивным мячом в руках. 1-2 — перекат мяча из одной руки в другую
|
8 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
7
|
Упражнение в парах — перекат мяча друг другу от груди, после чего принять положение «руки к плечам»
|
6 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
8
|
И.п. — лежа на животе, набивной мяч между ног. 1-4 — удерживать мяч ногами, руки в «крылышки»
|
3 сек
|
Голову высоко не поднимать
|
9
|
Перейти в и.п. «лежа на спине», набивной мяч в руках. 1-4 — броски и ловля мяча
|
30 сек
|
Поясницу прижать к полу
|
10
|
И.п. — лежа на спине, мяч между ног:
1 — согнуть ноги;
2 — выпрямить ноги и развести, их в стороны, при этом поймать мяч руками;
3 — руки вверх;
4 — перейти в сед «по-турецки»
|
6 раз
|
Следить за осанкой
|
11
|
И.п. — лежа на спине, мяч в руках.
1-4 — «велосипед» ногами, передавая мяч под согнутой ногой из одной руки в другую
|
8 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
12
|
И.п. — упор сидя, мяч слева: 1-4 — поднять прямые ноги и прокатить под ногами мяч слева направо;
5-8 — то же, но прокатить мяч в другую сторону, справа налево
|
8 раз
|
Позвоночник прямой
|
13
|
Упражнение в самовытяжение, лежа на спине
|
1 мин
|
Выполнять медленно
|
14
|
Игра «Улитка»
|
3 мин
|
|
15
|
Упражнение в расслаблении
|
30 сек
|
Следить за дыханием
|
16
|
Проверка осанки у гимнастической стенки и подведение итогов занятия
|
|
|
Занятие № 15
Задачи:
— контрольный опрос по пройденным темам;
— оценка состояния осанки у каждого занимающегося;
— довести до сознания каждого ребенка необходимость продолжения занятий по тренировке и сохранению навыка правильной осанки дома.
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
Заключительная беседа о режиме дня и необходимости сохранения правильной осанки в любом положении и в любое время
|
5 мин
|
|
2
|
Построение. Ходьба на носочках с мешочками на голове приставными шагами вперед, назад, в стороны
|
2 мин
|
Следить за осанкой
|
3
|
Повторение шагов вальса и польки
|
3 мин
|
Следить за осанкой
|
4
|
И.п. — основная стойка, на голове мешочек: 1—2 — руки в «крылышки»; 3-4 — руки в «крылышки», мах правой ногой вправо
|
6 раз
|
Позвоночник прямой
|
5
|
И.п. — то же:
1—4 — присед с мешочком
на голове, руки на поясе;
5-8 — медленно вернуться в и.п.
|
5 раз
|
Позвоночник прямой
|
6
|
И.п. — лежа на спине: 1—2 — согнуть ноги, приподнять голову; 3-4 — выпрямить ноги до угла 45° и удерживать это положение
|
4 раза
|
Позвоночник прямой
|
7
|
И.п. — то же:
1-2 — поднять прямые ноги, руки на пояс;
3-4 — медленно опустить ноги, руки вниз
|
6 раз
|
Следить за дыханием
|
8
|
Упражнение на расслабление
|
30 сек
|
Следить за дыханием
|
9
|
Поворот на живот « бревнышком »
|
|
|
10
|
И.п. — лежа на животе.
1-4 — поднять ноги, руками — широкие «крылышки» (зафиксировать положение)
|
5 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
11
|
И.п. — то же:
1-2 — поднять правую руку и левую ногу; 3-4 — поднять левую руку и правую ногу
|
6 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
12
|
Упражнение на расслабление
|
|
|
13
|
Выполнение индивидуальных упражнений
|
5 мин
|
Исправление ошибок
|
14
|
Упражнение с лентой под музыку
|
2 мин
|
|
15
|
Игра «Пятнашки» с мешочками на голове
|
3 мин
|
Следить за дыханием
|
16
|
Проверка осанки у гимнастической стенки, подведение итогов урока
|
|
|
Специальные упражнения при нарушениях осанки сагиттальной плоскости
Сутулая и круглая спина
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
И.п. — основная стойка, в руках гимнастическая палка: 1-2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот; 3-4 — и.п.
|
5 раз
|
Следить за дыханием
|
2
|
И.п. — основная стойка.
1-4 — «крылышки» руками
|
8 раз
|
Следить за осанкой
|
3
|
И.п. — лежа на животе:
1—2 — руки в «крылышки»; 3-4 — фиксировать положение
|
6 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
4
|
И.п. — лежа на животе: 1-2 — ноги поднять, руки в «крылышки»; 3-4 — и.п.
|
5 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
5
|
И.п. — лежа на животе, в руках гимнастическая палка. 1-4 — прокатывание палки по спине от плеч до ягодицы и обратно
|
6 раз
|
Следить за дыханием
|
6
|
И.п. — лежа на спине:
1-2 — приподнять на предплечьях
спину, прогнуться;
3-4 — фиксировать положение
|
5 раз
|
Исправление ошибок
|
7
|
И.п. — лежа на спине, под область грудного кифоза положить небольшой валик: 1-4 — приподняться на предплечьях над валиком; 5—8 — вернуться в и.п.
|
8 раз
|
Исправление ошибок
|
8
|
И.п. — лежа на спине._
1-4 — круговые движения ногами (по часовой стрелке и против)
|
4 раза
|
Позвоночник прямой
|
9
|
И.п. — на четвереньках: 1-4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5-8 — вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
10
|
То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку, и наоборот
|
|
|
11
|
И.п. — на четвереньках: 1-2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3-4 — возвратиться в и.п.; 5-6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись; 7-8 — и.п.
|
5 раз
|
Следить за положением туловища
|
12
|
И.п. — то же:
1-2 — поднять правую руку
и правую ногу одновременно;
3-4 — и.п.;.
5—6 — поднять левую руку
и левую ногу;
7-8 — и.п.
|
5 раз
|
|
Кругловогнутая спина
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
И.п. — лежа на животе; под живот положен валик: 1-2 — поднимание головы; 3-4 — возврат в и.п.
|
6 раз
|
Голову высоко не поднимать
|
2
|
И.п. — то же:
1-2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 3-4 — фиксировать это положение
|
5 раз
|
Выполнять медленно
|
3
|
И.п. — то же:
1—2 — поднять голову, вытянуть руки вперед; 3-4 — руки в стороны; 5-6 — руки на пояс;
7-8 — и.п.
|
5 раз
|
Следить за дыханием
|
4
|
И.п. — лежа на животе; под живот положен валик, в руках гимнастическая палка: 1—2 — вытянуть палку вперед; 3-4 — согнуть руки с палкой перед грудью
|
5 раз
|
Темп медленный
|
5
|
И.п. — то же, палка в вытянутых руках, руки на середине палки. 1-4 — перехват рук к концам палки и обратно до ее середины
|
5 раз
|
Темп медленный
|
6
|
И.п. — то же, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых руках.
1—4 — палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед
|
6 раз
|
Следить за положением туловища
|
7
|
И.п. — лежа на спине: 1-2 — поднимать голову, носки на себя; 3—4 — вернуться в и.п.
|
5 раз
|
Поясница прижата к полу
|
8
|
И.п. — то же:
1-2 — поднять голову, вытянуть руки влево; 3—4 — поднять голову, вытянуть руки вправо
|
6 раз
|
Голову не опускать
|
9
|
И.п. — то же:
1-4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 5-8 — медленно вернуться в и.п.
|
5 раз
|
Поясница прижата к полу
|
10
|
И.п. — лежа на спине:
1-2 — согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3—4 — согнуть в колене левую ногу, прижать ее к груди
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
11
|
И.п. — то же.
1-4 — поднять обе прямые ноги под углом более 45°. Вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Выполнять в быстром темпе
|
12
|
И.п. — то же.
1-4 — сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки»
|
6 раз
|
Держать руки в «крылышках»
|
13
|
И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, в опоре:
1-2 - сесть, руки на пояс; 3-4 - вернуться в и.п.
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
14
|
И.п. — лежа на спине, под грудным отделом валик. 1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника
|
5 раз
|
Прижать поясницу к полу
|
Плоская спина
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
И.п. — лежа на животе:
1-2 — поднять голову, руки
в «крылышки»;
3-4 — вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Голову не запрокидывать, чтобы -затылок и позвоночник находились на одной линии
|
2
|
И.п. — то же:
1—2 — поднять голову, руки вперед. Хлопки руками; 3-4 — и.п.
|
6 раз
|
Голову не запрокидывать
|
3
|
И.п. — то же.
1-4 — «брасс» руками
|
5 раз
|
Следить за положением тела
|
4
|
И.п. — то же.
1—4 — «бокс» руками
|
5 раз
|
Следить за дыханием
|
5
|
И.п. — то же:
1—2 — поднять руки и прямые
ноги, одновременно;
3—4 — фиксировать это положение
|
6 раз
|
Выполнять медленно
|
6
|
И.п. — то же:
1-2 — поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 — держать ноги, руки в «крылышки»; 5-6 — держать ноги, руки на поясе
|
5 раз
|
Исправлять индивидуальные ошибки
|
7
|
И.п. — то же:
1-4 — руки в «замок», поднять, прямые ноги также поднять; 5-8 — ползанье на животе путем бокового движения туловища
|
5 раз
|
Исправление ошибок
|
8
|
И.п. — лежа на спине:
1—2 — поднять голову и руки, носки ног — на себя; 3-4 — вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Прижать позвоночник к полу
|
9
|
И.п. — то же:
1-2 — поднять голову, вытянуть руки влево;
3-4 — поднять голову, вытянуть руки вправо
|
5 раз
|
Следить за дыханием
|
10
|
И.п. — то же:
1-4 — поднять ноги под углом менее 45°; 5-8 — медленно вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Прижать позвоночник к полу
|
11
|
И.п. — лежа на спине. 1-4 — «велосипедные» движения ногами
|
5 раз
|
Локти прижаты
|
12
|
И.п. — то же.
1-4 — выполнять ногами горизонтальные ножницы. Ноги поднимать под углом не более 45°
|
5 раз
|
Живот подтянуть
|
13
|
И.п. — то же.
1-4 — выполнять вертикальные ножницы ногами, ноги не выше 45°
|
5 раз
|
Живот подтянуть
|
14
|
И.п. — стойка на четвереньках: 1-2 — «кошечка ласковая». Согнуть грудной и поясничной отделы позвоночника, голову опустить; 3—4 — «кошечка сердитая». Согнуть грудной и поясничной отделы позвоночника, голову опустить
|
6 раз
|
Выполнять в медленном темпе
|
15
|
И.п. — то же.
1—4 — «кошечка под забором». Медленно, поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника, перейти в и.п. — лежа в опоре на кисти, а затем обратным путем вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Выполнять в медленном темпе
|
Плосковогнутая спина
№
|
Содержание
урока
|
Дози
ровка
|
Методические
указания
|
1
|
И.п. — лежа на животе, под животом небольшой валик. 1-2 — приподнять голову, руки вперед. Сгибание и разгибание пальцев рук
|
6 раз
|
Голову сильно не запрокидывать
|
2
|
И.п. — то же.
1-2.— приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения вперед, в плечевых суставах
|
5 раз
|
Следить за осанкой
|
3
|
И.п. — то же.
1—4 — руками «брасс»
|
8 раз
|
Подбородок не опускать
|
4
|
И.п. — то же.
1—4 — руками «брасс» с выдержкой
|
8 раз
|
Исправлять ошибки
|
5
|
И.п. — то же.
1-4 — «рыбка». Поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно
|
8 раз
|
Выполнять медленно
|
6
|
И.п. — то же:
1-2 — приподнять ноги прямые,
руки в «крылышки»;
3-4 — ноги держать,
руки в стороны;
5-6 — ноги держать, руки вверх;
7-8 — и.п.
|
6 раз
|
Голову высоко не подниматъ
|
7
|
И.п. — лежа на спине: 1-2 — приподнять голову, носки ног на себя;
3-4 — и.п.
|
5 раз
|
Тянуть носки ног на себя
|
8
|
И.п. — то же:
1-2 — согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди; 3-4 — то же левой ногой
|
5 раз
|
Следитъ за дыханием
|
9
|
И.п. — то же.
1-4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно, прижать их к груди, нагнуть голову
|
6 раз
|
Следить за положением тела
|
10
|
И.л. — то же:
1-2 — поднять прямые ноги вверх
под углом больше 45°;
3-4 — быстро вернуться в и.п.
|
5 раз
|
Прижать поясницу к полу
|
11
|
И.п.—лежа на спине.
1—4 — «велосипедные» движения ногами. Поясницу прижать к полу
|
6 раз
|
Выполнять медленно
|
12
|
И.п. — то же.
1—4 — горизонтальные «ножницы» ногами под углом больше 45°
|
6 раз
|
Темп медленный
|
13
|
И.п. — то же.
1—4 — вертикальные ножницы ногами
|
8 раз
|
Поясницу прижать к полу
|
14
|
И.п. — то же:
1—4 — сесть с махом рук вперед; 5—8 — вернуться в и.п.
|
6 раз
|
Следить за осанкой в положении «сидя»
|
15
|
И.п. — то же, ноги согнуты в коленных суставах, стопы упираются в пол: 1—4 — сесть, руки в «крылышках»; 5-8 — и.п.
|
8 раз
|
Следить за осанкой
|
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А.А.Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д.Дидур «Лечебная физическая культура в детском возрасте», Санкт-Петербург, 2007г.
2. А.К. Бальсевич «Онтокинезиология человека» М.: ТиПФК, 2000г. 275 стр.
3.Н.А.Гросс «Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» М.: Советский спорт, 2000г
4. О.В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников при нарушениях опорно-двигательного аппарата» М.: Просвещение, 2003г.
5. М.И.Фонарев «Справочник по детской лечебной физкультуре».Медицина, 1983г.И.М. Степанова «Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста с использование мячей большого диаметра» М№ 1, 2004г.
6.В.А. Страковская «Помогите малышу подготовиться к школьной жизни» М.: Терра-Спорт, 2000г.
7. А.В.чоговадзе «Лечебная физкультура при деформациях и заболеваниях стоп» Медицина, 1995г.
8.В.К. Велитченко «Физкультура для ослабленных детей» ФиС, 1989г.
|